Техника стрельбы из лука: 25 ‐ Чувство тела и контроль.
Авторы: Кисик Ли и Тайлер Беннер
Краткое содержание главы:
Стрельба из лука – спорт ощущений. Даже лучший тренер не поможет лучнику, который не чувствует собственного тела, распределения веса или силы, скорости, с которой он двигается. Для лучника контроль и чувство тела – это стоять неподвижно и двигать только те части тела, которые требуется. Мозг любит двигать три части тела, когда атлет хочет сдвинуть только одну. Два простых правила для борьбы с этим эффектом. Держать голову неподвижной, тогда все тело последует примеру, и удерживать центр тяжести и силы как можно ниже. С опущенным центром тяжести тело сильнее сопротивляется нежелательным движениям.
Ключевые элементы контроля и ощущения тела:
‐ чем ниже центр тяжести тела, тем лучше;
‐ держите голову неподвижной, и тело последует примеру;
‐ даже небольшое движение, например сжатые губы при полной растяжке, могут повлиять на контроль тела;
‐ используйте землю, как источник силы и неподвижности для всего тела;
‐ при выпуске должны двигаться только тетива, тянущая рука и лучная кисть;
‐ используйте дыхание как источник спокойствия, удерживая тело неподвижным, и перемещая только нужные части тела.
Чувство тела лучник развивает во время тренировок, осваивая силы внутри «ядра» тела. Это дает лучнику силу и устойчивость, выходящие за пределы нормальных возможностей. Не существует серии определенных шагов, пройдя которые можно научиться чувствовать свое тело, так что это, глава – больше об осознании таких сил. У начинающего лучника все части тела живут своей, отдельной от остальных, жизнью. Голова наклоняется во все стороны, бедра вращаются, как хотят, плечи стремительно поигрывают в схватке с усталостью и уползают. Только подняв лук, спортсмен переносит весь вес на одну ногу, а бедра заваливает в другую сторону. Легкий ветерок способен окончательно испортить технику.
Все это абсолютно нормально. Никто не рождается со способностью отлично чувствовать свое тело и контролировать его. После того, как все технические элементы выстрела стали знакомы, тело начнет успокаиваться и расслабляться. Именно на этом моменте необходимо прививать контроль и чувство тела. Как было описано в 1 и 2 главах, основное напряжение должно удерживаться в глубине брюшной полости, ниже пояса. Поддержание контроля значит осознание того, что все элементы тела связаны в одно целое. Сила, удерживающая лук, не находится в конечностях, они не более чем рычаги, прикрепленные к прочному основанию.
Рисунок 25.1 - На рисунке показан лучник, потерявший связь с центром силы, что вызвало прогиб вперед. Он пытается скомпенсировать прогиб положением головы, что приводит к еще большему напряжению и зажатости.
Еще один важный момент контроля тела – эффективность движений. Эффективный лучник производит минимальное количество движений наиболее плавным и прямолинейным образом. Пальцы занимают позицию на тетиве только один раз, положение головы устанавливается один раз. Любое движение, не относящееся к выстрелу, должно быть исключено.
Рисунок 25.2 - Даже после выпуска стрелы лучник продолжает контролировать свое тело. После усвоения того, что все элементы тела связаны, и изменение положения головы может сместить баланс давления на стопы, можно переходить к освоению контроля позиций выстрела. Если лучник правильно сбалансировал все силы внутри лука, при выпуске произойдет гармоничное разделение моментов сил. Будет казаться, что выстрел «раскрылся». Неправильный баланс будет очевиден, как только тетива покинет пальцы. Дернутся бедра, живот потеряет напряжение, лучная рука развернется, или указательный палец вытянется вперед. Наиболее часто встречается резкий кивок головой при уходе тетивы. Все эти симптомы указывают на недостаточный контроль тела лучником.
Рисунок 25.3 - Лучник сохраняет отличный контроль в момент выполнения выстрела. Нет заметных изменений в позе, положении головы или напряжении.
Рисунок 25.4 - Тело лучника с тянущей стороны выглядит относительно прямым, однако вес перенесен на переднюю ногу и лучная сторона тела завалена. Голова наклонена к лучному плечу, тянущее плечо слишком высоко. Лучная рука не давит в упор на рукояти. Все эти вещи лучник способен почувствовать, а значит исправить.
Рисунок 25.5 - Рисунок показывает распространенный симптом потери контроля. На левой фотографии лучник позволил плечу подняться во время растягивания лука. Когда ему напомнили о необходимости удержания плеча внизу, он занял правильную позицию.